У меня всегда было закоренелое мнение о том, что можно позвать любого неискушенного прохожего с улицы в студию с настроенной аудиосистемой в несколько тысяч рублей, и здесь он произнесет свое: «Оу». Однако если там же включить систему в несколько тысяч долларов, то будет такое же самое: «Оу»! И тут будет очень трудно «выцарапать» с этого самого «мимо проходящего», насколько же было больше сил и денег вложено конкретно в эту или ту систему. И это нормально. Ведь для чтобы услышать разницу и понять, что это звучит, а это нет, надо иметь в целом представлении о звуке, какой он должен быть в конечном счете, к чему надо стремиться. И это первая проблема, когда человек не имеющий дома высококлассной hi-fi системы и слушавший все время не более штатной системы в машине, вдруг захотел себе какого-нибудь Пионеровского или Алпайновского монстра, то есть процессорную магнитолу! Проблема в том, что непонятно, а что хочет этот человек получить от такой системы в машине. И именно в этом вопросе я и попробую направить всех тех, кто вдруг или осознанно решил, что пора бы взять процессорную магнитолу.
Звук в автомобиле и проблемы связанные с его распространением в салоне
В целом любая система в комнате будет звучать по-разному если ее ставить в разные части комнаты или элементарно менять мебель в ней, даже передвигая. На звуке будет сказываться практически все. Акустика установленная вдоль стен, наличие ковров в комнате, количество мебели, даже количество слушающих. Здесь опять же для тех, кто не имел такого опыта… Предчувствую возгласы «из зала», что мол опять какой-то аудиофил «вешает лапшу» нам на уши. Здесь надо не более чем довериться, так вроде просто и так все же недоступно многим. Опыт в построении домашних систем у меня есть! Тут придется поверить на слово или далее вовсе не читать, так как смысла для вас в этом далее не будет! Так вот, если уж в комнате весьма трудно создать правильное распространение звуковых волн, то с машиной все еще куда хуже. Ведь основной задачей тут будет поглотить все то, что воспроизвели динамики, дабы отраженные волны не складывались с вновь воспроизводимыми. И в случае с комнатой все понятно, ковры, демпфирующие материалы, объем, сложные изгибы стен (эркеры), все это будет играть на руку нашему поглощению. А что же в машине? Тут все весьма печально, ведь стекла не закрыть материалом, через них надо смотреть. Лепить звукопоглащающий материал на панель приборов и стойки тоже не вариант. В итоге звук просто неминуемо будет биться как птица в клетке железа, стекла и пластика.
… можно говорить о том, что домашняя систем при одном и том же вложении средств и сил всегда будет звучать лучше, чем в машине. Так как добиться того же уровня просто невозможно и тут речь не в технологиях и деньгах, а в физических законах, которым плевать на то, что у кого то есть возможность вбухать не подсчитанное количество средств в свою ласточку.
Особенности процессорной магнитолы
Так вот, если все выше написанное в вас не убило желание по улучшению звука в машине, в виде приобретения процессорной магнитолы, то продолжаем.
Кроме проблем с поглощением звука, существует еще и проблема создания правильной звуковой сцены в точке прослушивания. Если в комнате мы можем без проблем сесть посередине и не заморачиваться этим, то в машине посредине сесть просто невозможно. Прослушивающий всегда будет смещен ближе к одному из динамиков и соответственно удален от другого.
И не смотря на то, что звук распространяется весьма быстро, будет изменение не только в уровне сигнала, но и в запаздывании при его прослушивании от более дальнего источника. И тут простая регулировка баланса как бывает на всех магнитолах, типа немного убавил громкости здесь и добавил в другом динамике не поможет. Будет тише или громче, но временное запаздывание так и останется. И единственным выходом будет одно, только менять тайминг для источников звука, то есть один начинает играть чуть раньше, другой чуть позже. Если уж совсем быть дотошным, то такой тайминг в обязательном порядке должен быть выставлен либо физически для каждой звуковой частоты, путем разнесения на разное расстояние ВЧ, СЧ и НЧ динамиков, либо опять же путем обеспечением разности между выходными сигналами каждого из этих источников по времени. Яркий пример акустика Техникс, когда производитель пытался «словить» общую «правильную картину» в месте прослушивания исходя из скорости распространения звука в зависимости от частоты.
(НЧ волны самые медленные, поэтому динамик стоит максимально близко к слушателю, а ВЧ наиболее отдален по тому же принципу)
В общем, дальше только осталось лишь подвести итог, сделать вывод, что же должна делать процессорная магнитола и каким образом.
Если вы проанализируете все о чем я говорил, то сами себе можете теперь ответить на вопрос о том, зачем нужна процессорная магнитола и как она должна работать в своем номинальном режиме.
То есть процессорная магнитола должна обеспечить правильное, четкое, синхронное сведение всех частот и звуков от источников в какой-то выбранной точке, будь то место водителя или место пассажира. Опять же исходя из всего вышесказанного получается, что добиться такой правильной картины для всех одновременно в машине не удастся. Придется переключаться между предварительными настройками, вроде как на пока послушай, а потом бац и опять включил под себя.
Ну и само собой настройка магнитолы потребует не только умения настраивать, но и слуха, дабы услышать, что сейчас и здесь все свелось в одно единое целое. Система получается весьма сложной и не всегда оправданной, особенно если исходить из того, что многие просто бы даже с трудом заценили качественный усилитель. Поэтому то количество процессорных магнитол, которое есть в наше время, совершенно не соответствует тому количеству людей, которые могли бы что-то услышать кроме качественного усиления, то есть воспользоваться как раз этими самыми таймингами в настройке.
И в итоге мое личное мнение, что для автолюбителя с улицы стоит обратить внимание на качественный усилитель в первую очередь, а уж потом если останутся деньги можно тратиться на микропроцессорные блоки, который в том числе бывают выносные. А для многих это останется не более чем надутым шариком, когда снаружи надпись Digital Signal Processor (DSP), а по факту никаких настроек не сделано или они сделаны от балды!
Все на этом тему процессорной магнитолы можно считать в основном своем объеме раскрытой, у кого что будет дополняем. Делимся мнениями и опытом! Всем спасибо.
Топовые процессорные магнитолы от Pioneer
Pioneer DEH-P77MP
(2004 год)
Использован ЦАП фирмы Burr-Broun, он родной японской сборки, очень удобен в управлении, отлично ловит радио.
Pioneer 88 DEH-88rs
(2006 год)
Звук один из самых лучших.
Pioneer DEX-P99RS
(2009 год)
Топовый Пионер, этим все сказано! Остальное только слушать...