конденсатор с отключением Что надо знать в случае если вы собрались подключить конденсатор (емкости)  в автомагнитоле к аудиоустройствам (сабвуферу, усилителю).

ГЛАВА НИКАКАЯ, из которой тем не менее можно кое-что узнать

Что такое конденсатор? Зачем нужен конденсатор для сабвуфера? Какие конденсаторы бывают? Если вы даже не задаетесь такими вопросами в следствии знания что и зачем, то совершенно не факт, что у вас конденсатор правильно подключен к аудиоаппаратуре автомобиля, обеспечивая ее качественное питание. Данный абзац все же для тех, кто не знает что из себя представляет конденсатор и как он работает. 
 Конденсатор представляет из себя металлические пластины, свернутые в трубку по эвольвенте, между которыми проложен диэлектрический материал (бумага, слюда и т.д.). Вся эта конструкция собрана в корпусе, с двумя выводами от каждой пластины.
 Мне хотелось бы пошагово объяснить задачи и физические процессы происходящие в конденсаторе, а читатель сам из логики рассуждений сделает вывод об оптимальном конденсаторе.


электролитические конденсаторы
Рисунок 1 Внешний вид конденсатора. 

Задачи конденсатора в электросхеме:

1 конденсатор нужен для сохранения (поддержания) потенциала электричества (заряда на его выводах);
2 конденсатор должен максимально долго удерживать данный потенциальный заряд;
3 напряжение и сила тока при разрядке конденсатора должны быть не менее расчетного (для предотвращения «провалов», скачков напряжения).

С задачами конденсатора определились, теперь рассмотрим как они реализуются на практике, непосредственно в конструкции конденсатора. Все пункты описаны согласно выше приведенных пунктов задач.

Физические процессы происходящие в конденсаторе

1 Мы знаем, что противоположно заряженные заряды притягиваются друг к другу, если мы обеспечим соединение потенциалов с зарядами, то произойдет разряд. Но если мы только поднесем один заряд к другому, то между зарядами появятся более значимые силы притяжения друг к другу в следствии сокращения расстояния. В конденсаторе расположенные электропроводные пластины одна параллельно другой, разделенные диэлектриком и собирают на себя противоположно заряженные заряды, но в следствии большого сопротивления диэлектрика они не могут разрядиться мгновенно.
2 Тем не менее и через данный диэлектрик конденсатор способен разряжаться. Чем более качественно сделан конденсатор, тем дольше на его пластинах будет оставаться разность ранее заряженных разных потенциалов.
3 Конденсатор рассчитан на определенное напряжение. Это зависит от конструкции и применяемых материалов. Большее напряжение может пробить диэлектрик и тем самым нарушить весь замысел работы и как следствие вывести конденсатор из строя. Пластины могут вместить в себя определенный потенциал заряда, данный потенциал конденсатора фактически и характеризуется его емкостью. Это зависит от размеров пластин и их расположения.

ГЛАВА ПЕРВАЯ какая емкость конденсатора должна применяться для моей аппаратуры

И так основы есть, развивая выше упомянутые аксиомы о работе конденсатора можно сделать и заключения, о том куда надо стремится изготовителям конденсаторов, и потребителям при выборе конденсатора для питании аудиоаппаратуры своего автомобиля (автомагнитола, сабвуфер, усилитель).

В автомобиле часто возникают "провалы" по напряжению питания. Это связано с недостаточностью выдать определенную мощность, в следствии кратковременного скачка увеличения потребляемой мощности при воспроизведении как правило музыки с низкими частотами. Дело в том, что низкие частоты при входе на каскадах усилителей долговременно относительно высоких частот открывают полупроводниковую проходимость электронных переходов транзисторов в каскадах усилителя, уменьшая тем самым сопротивления нагрузки для источника питания и увеличивая кратковременную мощность потребления.
 Установка конденсатора в автомобиль является фактически эмпирической (определяемой опытным путем) зависимостью, так как спектр воспроизводимых частот будет требовать разных режимов питания, но со знанием одного, что кашу маслом не испортишь. Поэтому в случае выбора конденсатора для сабвуфера, магнитолы не советовал выбирать емкость менее 60 000- 65 000 мкФ. Или если угодно определения емкости конденсатора можно произвести по формуле  - 1 фарад емкости конденсатора на киловатт мощности нагрузки.

Парадокс применения конденсатора в автомобиле и надо ли брать конденсатор.

Хотелось бы дополнительно сказать, что никто у себя дома не задумывается, о применении дополнительных конденсаторов для получения НЧ на акустике, все в большинстве своем уже реализовано в блоках радиоаппаратуры. В автомобилях питание при помощи конденсатора стало нормой, это можно отчасти отнести к радио тюнингу автомобиля. Брать или не брать конденсатор для каждого из нас будет только его собственным выбором.

ГЛАВА ВТОРАЯ подключение конденсатора в электросхему

Подключение конденсатора к аудиоаппаратуре в автомобиле (автомагнитола, сабвуфер, усилитель) должно осуществляться в соответствии с замыслом электротехнического элемента. Подключить конденсатор необходимо перед входом на потребитель, согласно полярности питания и конденсатора, то есть плюс с плюсом и минус с минусом (рисунок 2а).
подключение конденсатора в автомобиле
 Но при этом подключении необходимо четко понимать, для чего нужен конденсатор. В нашем случае конденсатор необходим только для звуковоспроизводящей аппаратуры (магнитола, усилитель, сабвуфер). Производя подключение сабвуфера, магнитолы, усилителя и впоследствии конденсатора мы забываем, что автомобиль это не студия звукозаписи, а уже сложившееся конструкторское решение по схемотехнике, со своими потребителями в том числе. В итоге получается если осуществить подключение по рисунку 2а, то кроме питания магнитолы, сабвуфера, усилителя мы фактически будем поддерживать и дополнительных потребителей автомобиля, которые на данном рисунке не учтены, но они есть. Для исключения питания дополнительных потребителей конденсатором, необходимо установить диод (рисунке 2б). Диод будет ограничивать разряд конденсатора на дополнительных потребителей автомобиля, тем самым позволяя конденсатору максимально эффективно использовать свою емкость только для аудиоустройств. (магнитола, усилитель, сабвуфер)


ГЛАВА ТРЕТЬЯ Умный конденсатор или как ограничить излишнее энергопотребление и предотвратить нагрузку на проводку автомобиля.

Но и это оказывается не все. Как ранее мы говорили конденсатор имеет свойство саморазряжаться, это свойство фактически ставит конденсатор в один ряд с потребителями. Излишние потребители на автомобиле пагубно сказываются на аккумуляторе (о чем ранее писалось и про магнитолу в разделе Подключение автомагнитолы в автомобиле. Как правильно подключить магнитолу с ISO разъемом.), особенно при длительной стоянке и в зимнее время. Когда аккумулятор не получает необходимой зарядки и о режимах работы и зарядки аккумулятора - можно посмотреть в разделе Аккумуляторная батарея кислотно-щелочная, гелиевая (аккумулятор) обслуживание, характеристики, выбор. Для решения данной задачи в настоящий момент уже выпускаются специализированные конденсаторы с системой запуска, то есть конденсатор подключается в сеть только при поступлении напряжении на один из специализированных выводов (Ignition) рисунок 3.
конденсатор с отключением
Рисунок 3 конденсатор для магнитолы, сабвуфера, усилителя с отключением из сети

 Часто конденсаторы бывают с вольтметрами для визуального контроля за «провалами» напряжения питания, рисунок 4.
конденсатор с вольтметром
рисунок 4 Конденсатор с встроенным вольтметром.

Если вы будет применять один из таких конденсаторов, то обратите внимание на то, что питание на проводе запуска (Ignition) при стоянке отсутствовало, тем самым это будет блокировать подключения конденсатора в сеть автомобиля. Если у вас обычный конденсатор, то несложно и самому реализовать схему отключения питания конденсатора от питания, при помощи реле. На рисунке 5 показана такая схема.
подключение конденсатора к сабвуферу, магнитоле, усилителю
рисунок 5 Подключение конденсатора для сабвуфера, автомагнитолы, усилителя.

Выключатель для включения, выключения конденсатора можно вывести в любое удобное место, в салоне автомобиля.

Схема же для "умного" конденсатора будет еще проще... Ведь сейчас большинство таких конденсаторов реагируют на резкое изменение напряжения, в итоге само включаются, сами выключаются! Это похоже на то, как работают ДХО фирмы Филипс, если вы сталкивались с такими.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Соблюдайте полярность на электролитическом конденсаторе.

Многие конденсаторы с оксидным диэлектриком (электролитические) функционируют только при корректной полярности напряжения в следствии химико - физических особенностей взаимодействия электролита с диэлектриком. При подаче обратной полярности напряжения на выводы электролитического конденсатора они обычно выходят из строя из-за химического разрушения диэлектрика с последующим увеличением тока, вскипанием электролита внутри корпуса и, как следствие, с вероятностью взрыва корпуса из за повышенного давления в нем.

ГЛАВА ПОСЛЕДНЯЯ, но не по важности

конденсатор практически мгновенно заряжается, при этом в его электроцепи протекает большой кратковременный ток. Ток зарядки конденсатора может быть настолько сильным, что сожжет предохранители в автомобиле или контакты с высоким сопротивлением (низким сечением соединения). В рабочем режиме конденсатор практически никогда не разряжается полностью, соответственно его ток не столь критичен, кроме того время разряда намного дольше,  что не вызывает эффекта индукционного тока как при "запуске" - первоначальной зарядке конденсатора. В следствии выше описанного зарядку конденсатора лучше производить через сопротивление (резистор). В данном случае таким резистором будет диод, так как он тоже имеет сопротивление (несколько десятков Ом), при этом мощность диода необходимо подобрать как минимум в 1,5-2 раза выше чем мощность магнитолы. В случае отсутствия диода в Вашей схеме для зарядки конденсатора применяйте обычный классический резистор.
 На этом можно отчасти подвести черту в подключении конденсатора к аудиоустройствам (сабвуферу, усилителю, магнитоле).

Комментарии  

#35 МишкаБен 13.02.2022 13:20
поставил кондер все зарядил
установил провода
подключил - на акб
кондер начал светит по 0.00
в чем проблема подскажите ?
#34 Александру 10.05.2017 18:42
Саша, сопротивление диода в одном направлении бесконечность, условно. Во втором 400-700 Ом. На счет дебила теперь собственно все ясно...
#33 Alexandr Guryanov 26.04.2017 04:46
"В данном случае таким резистором будет диод, так как он тоже имеет сопротивление (несколько десятков Ом)"
Какой дебил это придумал?? Если у диода сопротивление несколько ом, то он уже какой-то бракованный. А если десятки ом, то это не диод, а кусок мусора!
#32 Andret 22.07.2016 16:09
Здравствуйте проконсультируйтесь пожалуйста. pioneer deh-4700bt и динамики Pioneer TS-A2503i а оно при высокой громкости то икает магнитола то звук не выдает качественный для таких колонок. Что мне нужно сделать? Заранее спасибо .
#31 Ігор 04.02.2016 20:31
Привіт. Я підключив самбуфер з усилителем,поїздив дві години і сів акамулятор. Акамулятор новий,ви можете сказати причину,може де що не правильно присоденив?
#30 Слава 25.11.2014 18:52
Вместо кондёров поставил 12В аккумулятор от бесперебойника + диод Шоттки. Видел на рынке ещё четыре или пять типоразмеров аккумуляторов меньших чем от ИБП, самый маленький как сигаретная пачка. В сравнении с конденсатором есть свои плюсы и минусы, так что каждый может выбрать что предпочтительней ему.
#29 Виктор 09.05.2014 15:48
У меня такая проблема - магнитола работает при выключенном зажигании. В момент включения зажигания магнитола иногда отключается, а затем сразу включается, а иногда продолжает работать, не отключаясь. С чем это связано?
#28 дима 05.05.2014 10:28
резистор, да ещё на десятки ом, крайняя глупость, можно поставить дроссель, довольно большой, заодно он ещё лучше ослабит помехи от генератора
#27 владимир 01.04.2014 20:24
Цитирую vip:
скорее всего срабатывает защита, кондер не поможет

А что посоветуете в этом случае
#26 vip 26.03.2014 19:23
скорее всего срабатывает защита, кондер не поможет
#25 Владимир 26.03.2014 19:19
у меня такая проблема, когда прибавляешь звук на магнитоле на всю она вырубается, такое ощущение что не хватает напряжения, поможет ли в такой ситуации конденсатор
#24 Андрей 16.11.2013 17:16
а можно ли к одному накопителю подключить моноблок 500 w и 4х канальник на 1000w
#23 popugai 07.11.2013 20:54
Такая проблема с конденсатором...Заряжал кондей через лампочку в комплекте,держал больше минуты лампочка так до конца и не потухла....только еле еле светила....Подключил к усилку для саба,все работало но иногда дисплей вольтажа не показывал цифры,как буд-то выключался,но на звук не влияло.Потом перестал качать саб и дисплей не горит на кондее,усилок работает питание есть....Что может быть с конденсатором?
#22 Михаил 19.09.2013 03:28
Будет только лучше, ведь в магнитоле тоже есть усилитель! Ограничитель заряда только в виде резистора не забудь или связки диодов, которая ваыдержит рабочий пиковый ток
#21 Макс Т 18.09.2013 21:30
У меня вопрос.....что будет....если....накопите ль 0.5 фарат спецальный акустический пустить...не к уселителю....а к авто магнитоле....чтобы выдовало...на полную??? Это не повредит....магнитоле??
#20 Валерий 30.08.2013 07:58
подойдет!!!!
#19 Ramon 30.08.2013 07:55
Цитирую Валерий:
Рамон, усилок на 600 вт, то ток при такой мощности 600/12 =50 Вы правы!


Схема 2б пойдет ??? а то я не электрик :-)
#18 Валерий 30.08.2013 07:03
Рамон, усилок на 600 вт, то ток при такой мощности 600/12 =50 Вы правы!
#17 Ramon 30.08.2013 06:37
Хорошая статья, но хочу выяснить конкретно по своему случаю поможет ли мне схема 2б или по рис.5 в проблеме следующей - садится АКБ при схеме 2а. Усилок 600W буфер 800W, конденсатор 1Ф. Если да то какую схему ставить и диоды какие? на 50А общей сложностью? :-?
#16 Макс 27.07.2013 12:56
Сергей кд202Д диод может пропустить от 5 А номинал до 9 а максимум, то есть возьмем среднее 7. Тогда один диод может обеспечить мощность 7*12 около 80 вт в твоем случае 6 диодов надо)))) Вот есть диоды д112 у них ток до 25 а. Стоят 120 рубелей, таких три штучки, наверняка 4 и усе) Для 500 вт усилка.
#15 Сергей 27.07.2013 09:29
Подскажите!У меня есть диоды 2Д202Д,Кд202А,они подойдут???(конденсатор на 0,5 Ф усилок на 500Вт)
#14 Саня 24.07.2013 18:24
Миша, ты конечно молодец, но про киловатный усилитель то тоже загнул пожалуй)) А во- вторых, взять и запаралелить 3-4 диода вообще не проблема. Стоят копейки. А суть правильная.
#13 михаил 24.07.2013 18:02
на счёт токоограничительной цепочки в качестве диода или тиристора в качестве ключа- абсолютный бред . использовать только резистор или позистор которые закорачиваются контактами реле или тиристором после заряда конденсатора(таймер или схема включения по уровню напряжения на конденсаторе). тупо можно в цепь включить автомобильную лампочку и когда она после включения погаснет перемыкать ее тумблером. диод можно использовать ТОЛЬКО как разделительный элемент конденсатора (чтобы конденсатор был подключен толко к магнитоле -усилителю.....)ток диода должен быть внушительным. например киловатный унч при пиковой мощности берёт 83 ампера от 12в соответственно диод должен быть с запасом 100-150а и обратным напряжением не ниже 16в да и на радиатор наверно его ставить нужно ато перегреется.еще раз повторю диод можно использовать только как разделитель нагрузок НО НЕ КАК ТОКООГРАНИЧИТЕЛЬ иначе просто диверсия.
#12 Вася 30.05.2013 12:50
Так какой диод то???
#11 alex.ho.ua 08.05.2013 15:49
хлопцы подскажите такая проблема на стабилизиров 12в блоке питания мафон работает а на акумуляторе напрямую подключаю не запускается вообще где проблема подскажите!!!
#10 Женя 19.03.2013 04:31
на 12 вольт, чем больше ток , тем лучше, стоит рублей 120-200 макс - бери!
#9 Алексей 19.03.2013 00:36
а какое реле?
#8 mikhannik 03.03.2013 18:55
А какая маркировка диода для тока 40А?
#7 Дмитрий 27.01.2013 19:22
Можно ли кондер подключить напрямую к усилителю, к проводам питания?
#6 NUCHA 05.12.2012 15:17
А если усилок на 1500вт
;-)
#5 Юджен 08.08.2012 15:06
Цитирую Евген:
А чем не подходит схема отключения конденсатора посредством реле? Приведена в статье - рисунок 5.
А так если для альтернативы то КУ 202 Н можно поробовать (например), 400 В и 10 А по максиуму, то есть порядка 4 Квт (максимум) очень даже хватит для усилителя в 600Вт

для 12 вольт управляющая мощность будет 120 вт т.к 10*12=120
#4 Skorobey 14.05.2012 00:56
чот глупость сморозил...зачем мне теперь реле?...
у меня же будет ТИРИСТОР.
#3 Skorobey 13.05.2012 16:15
Реле устанавливать нужно в любом случае. Ведь бывают случаи, когда пассажиры - родственники преклонного возраста )))
по рисунку 5 планировал собирать.
наверное 4кВт достаточный запас )
Еще раз спасибо за инфу... пошел реализовывать)
#2 Евген 08.05.2012 17:09
А чем не подходит схема отключения конденсатора посредством реле? Приведена в статье - рисунок 5.
А так если для альтернативы то КУ 202 Н можно поробовать (например), 400 В и 10 А по максиуму, то есть порядка 4 Квт (максимум) очень даже хватит для усилителя в 600Вт
#1 Skorobey 07.05.2012 06:53
Большое спасибо за статью. Очень позновательная, для меня, информация. Возник только один вопрос... Какой подобрать управляемый тиристор, как расчитать оптимальный, для моей системы, номинал тиристора. Установлена голова Alpine CDE 112, усилитель Hyundai H-SA754 600W, конденсатор на 1Фарад.
Спасибо.