История эта началась в июле 2016 года. Неожиданно для всех Минский автозавод представил совершенно не свойственный для себя и не похожий ни на какие другие собственные модели автобус. Речь о МАЗ-131.020. Рынок сбыта для него был обозначен очень четко — Африка. Причем именно та самая — черная, тропическая, где бегает и кушает детей «гадкий, нехороший, жадный Бармалей». За долгие годы в Африке сложились свои собственные традиции автобусостроения. Автобус для этих широт должен быть на шасси грузовика, максимально простым и состоять из максимально дешевых и доступных компонентов.
Краткое описание конструкции: в основе — длиннобазное шасси грузовика МАЗ-5336 c удлиненным задним свесом. Кузов максимально простой и ремонтопригодный. Отсюда и исключительно прямые стекла. Боковое остекление унифицировано с МАЗ-152, а ветровые стекла — оригинальные, разделенные на два элемента. Опять же ремонтопригодности ради. Круглые фары — классические и широко распространенные ФГ-122. Если что — найти такие не проблема даже в Африке. Они устанавливались на многие советские автомобили и бронетехнику. Бампер на автобусе использовали «самый военный», какой только есть в гамме Минского автозавода, — от тяжелого внедорожника МАЗ-6317.
Сзади — мощная сцепка. Автобус должен быть готов прийти на выручку своим коллегам. Двигатель использовался российский — ЯМЗ-236БЕ2, коробка передач китайская — Fast Gear 9JS135A. На крыше предусмотрена площадка для багажа. Ее грузоподъемность — 3 тонны. Поскольку в Африке ездят и на крыше, то для доступа наверх сразу предусмотрели лестницу. Задняя светотехника защищена решеткой.
Именно африканские транспортники прописывали требования к этому автобусу, поэтому столь необычным он и получился. Но первый построенный экземпляр в Африку так и не попал, хранился на заводе и в итоге, по слухам, в качестве безвозмездной помощи был отправлен в Сирию. Казалось, на этом история афробуса МАЗ и закончилась. Но совершенно неожиданно в 2021 году в соцсетях появились фото, сделанные на мобильник. На них фигурировали сразу три автобуса без логотипов марки, но с безошибочно узнаваемыми чертами МАЗ-131. «Что? Почему? И как?» — никакой информации не было, оставалось только гадать.
Затем столь же неожиданно на официальном сайте ООО «ЭТОН», партнера Минского автозавода по производству электротранспорта, появились снимки из цехов в Жодино, где сейчас рождаются на свет троллейбусы МАЗ. На сборочной линии бок о бок с ними находился афроМАЗ, частично покрашенный в тот же цвет, что и минские троллейбусы.
Что за цех в Жодино? Это построенное при участии Минского автозавода и «ЭТОНа» с нуля помещение. Оно занимает площадь 6600 «квадратов» и практически полностью отдано под производство. Сборочный процесс организован по постовому принципу, а вся технологическая линия, от поставленного на колеса каркаса до готового троллейбуса, выезжающего из ворот своим ходом, растянута на 180 метров. Каркасы приходят в Жодино в готовом виде, а все остальное собирается на месте из комплектующих. Эти фото датированы примерно ноябрем 2021 года, в декабре этот цех был торжественно открыт. Тогда же объявили, что сюда выведут и сборку электробусов МАЗ. Но про африканские автобусы на церемонии не было сказано ни слова.
Загадочности добавляли отсутствие эмблемы МАЗ на облицовке, «прифотошопленный» логотип SUB и отказ как-либо комментировать данные снимки на самом предприятии. Скорее всего, бренд SUB был придуман конкретно для этой модели клонов МАЗ-131. Что он означает — точно не известно. Одна из версий гласит, что SUB — это Super Utilitarian Bus, суперутилитарный, суперпростой автобус. Но это только версия, не более. Официального подтверждения ей нет. Также нет уверенности, что SUB собирали именно в Жодино. Возможно, это было в Минске.
Затем в соцсетях проскакивали сообщения, что шесть автобусов видели на погрузке в питерском порту, а дальше опять полное молчание, никакой официальной информации или комментариев. Словно речь не об автобусе, а о перспективном ракетном комплексе. О SUB с «прифотошопленной» эмблемой уже стали забывать, как 26 января молчание, опять неожиданно, прервал Минпром, опубликовав на своем сайте заметку с заголовком «Изготовленные для Того автобусы лично передал Министр промышленности Беларуси».
Цитируем: «В городе Ломе (Тоголезская Республика) состоялись торжественные мероприятия по передаче двадцати двух автобусов белорусского производства тоголезской стороне. Согласно контракту автобусы были направлены заказчику в конце прошлого года. При изготовлении данной продукции были соблюдены все требования к технической части, а также учтены местные условия ее эксплуатации. Совместные тоголезско-белорусские проекты станут важным шагом в расширении сотрудничества между нашими странами в части поставок востребованной в Того современной техники и оборудования». Примечательно, что самих автобусов Минпром не показал. Но догадаться, конечно, было несложно.
Тоголезская Республика — это вообще где? Знатоки географии сразу скажут, что это между Ганой, Буркина-Фасо и Бенином. Но большинству от этого легче точно не станет. В общем, Того — это очень маленькая страна в Африке, всего 100 км в ширину и порядка 500 км в длину.
Того — бывшая французская колония, входит в десятку беднейших стран мира. Жители Того в среднем живут на $830 в год. Население — порядка 6,5 млн человек. Столица — Ломе, город с населением около 800 тыс. человек, расположенный на берегу океана, порт.
А ведь в Того должна существовать пресса. Может быть, она что-то писала про упомянутое событие? Гуглим — и точно! Одна из главных тоголезских газет Le Messager вывела новость о передаче автобусов на первую полосу. Вот они, родимые! Те самые «загадочные SUB». И эмблема уже не «прифотошоплена», а настоящая.
В выпуске от 26 января 2022 года Le Messager посвятила событию большую статью на целую страницу. Здесь много слов про нерушимую белорусско-тоголезскую дружбу, комплиментов нашей стране, дифирамбов прочности и надежности белорусской техники и т. д. Также из этой статьи мы узнаем, что автобусы приобрело правительство Того для местного перевозчика, компании SOTRAL. Данная фирма обслуживает маршруты протяженностью 256 км и ежедневно перевозит до 12 тыс. пассажиров. С учетом белорусской поставки автопарк предприятия теперь насчитывает 82 единицы. Здесь же озвучивается и сумма контракта — $2 276 000.
Ого! Это получается, что один автобус стоит больше $100 000? Не такой уж он и дешевый... На самом деле не совсем так. В сумму контракта помимо самих автобусов включены «контейнеры с запчастями и оборудование для ремонтных мастерских», а также шестимесячная обучающая программа для персонала SOTRAL с белорусской технической помощью. Да и доставка 22 автобусов в Африку тоже, безусловно, стоила денег.
Стоит отметить, что даже в эпоху «всевидящего ока» фотокамер в мобильниках белорусскому производителю удалось до последнего удержать в тайне объем поставки. То, что в партии не три и не шесть автобусов, а более двух десятков — сюрприз для всех. Вообще, вся эта история — довольно любопытный прецедент. Автобусы подобной конструктивной схемы — норма для Африки, но никогда прежде их не поставляли из Европы. Похожие конструкции существуют, например, на шасси MAN, Mercedes-Benz, но все они строились прежде исключительно силами местных африканских кузовных фирм и, как правило, на шасси, собираемых в Африке же. Да-да, на Черном континенте существует своя автомобильная промышленность, причем разнообразная. А здесь типично африканская конструкция, но спроектированная и произведенная в Европе. И, похоже, будет продолжение. По сообщениям тоголезской прессы, до 2025 года правительство Того планирует приобрести 150 автобусов. Всего 150 или еще 150 — не понятно. Не факт, что речь именно о белорусских SUB-131, но, возможно, и о них. В любом случае одной транспортной достопримечательностью белорусского происхождения в Африке стало больше.