Автомобиль Л-1 согласно своему названию был сделан на заводе «Красный Путиловец», ныне это Кировский завод по образу и подобию новейшего на тот момент 7-местного 6-оконного седана Buick 32-90. Советское правительство заказало крупнейшему Ленинградскому заводу партию из 2 тыс. таких «лимузинов», с перспективой выхода на годовую мощность, едва ли не в 20 тыс. (в самих США такую версию выпустили в количестве лишь 1368 ед.). Производить Л-1 должны были на месте цеха, где ранее делали первый советский массовый трактор «Фордзон-Путиловец». Кстати по образу этой машине выпускался и ЗИС-101.
* - Buick 1932 года, копией которого был советский Л-1, предшественник ЗИС-101.
Заводчане досконально скопировали сложнейший по тем временам автомобиль (5450 деталей). Большинство агрегатов, узлов и деталей были изготовлены впервые в отечественном автомобилестроении. Все детали автомобиля Л-1 были изготовлены на «Красном путиловце» и других заводах СССР. Так, кузова Л-1 были вручную выколочены мастерами вагонного цеха завода. Шины поставил ленинградский завод «Красный Треугольник».
В конструкции Buick в обилии имелась автоматика, а главное, весьма совершенный для своего времени верхнеклапанный рядный 8-цилиндровый двигатель. Кроме двигателя сложными в изготовлении были сдвоенные карбюраторы, полуавтоматическое сцепление, термостат, автоматически открывающий и закрывающий створки жалюзи, расположенные по бокам капота, рычажные гидравлические амортизаторы с дистанционной (с места водителя) регулировкой сопротивления и многое другое, что было фантастикой для тогдашнего уровня отечественной промышленности.
Партия из 6 машин Л-1 прошла по Ленинграду в колонне первомайской демонстрации 1933 года по площади Урицкого (бывшая Дворцовая), а 19-22 мая отправилась в показательный пробег в Москву, где машины были осмотрены в Кремле (есть кинохроника въезда колонны в Спасские ворота – авт.) самим Сталиным и членами советского правительства, а затем Л-1 вернулись в Ленинград.
С тех пор их след официально теряется. По неподтвержденным слухам, одну машину якобы переделали в санитарную карету, а четыре отправили в... Монголию. Куда попали и когда прекратили свое существование оставшиеся две (по другим данным было выпущено еще четыре автомобиля) машины неизвестно.
И вот, якобы теперь один из Л-1 «чудом уцелел». Где мог провести почти 90 лет и неплохо сохраниться автомобиль в стране, где еще три десятка лет назад в дефиците были даже «Запорожцы» совершенно непонятно и, откровенно говоря, неправдоподобно.
При детальном сравнении «воскресшего» Л-1 с исходным Buick Series 90, вроде бы все говорит в пользу подлинности «Ленинград-1» (вариант «Легковой-1») – колеса со штампованными, а не тангетными дисками,
все приборы русифицированные, как и подштамповки на рычажках управления подсосом и вентиляцией, ну и, конечно, круглый заводской шлильд с литерами «КП» на красном фоне (на перемычке фар), вместо фирменного прямоугольного Buick.
Все вроде на месте, но это-то и странно... Как правило такие мелкие детали утрачиваются первыми, а здесь полный комплект.
Возникает резонный вопрос – а не методом ли «исторического ремастеринга» из своего прототипа Buick 32-90 явился «из глубины веков» Л-1. Для специалистов по автомобильной истории разоблачить такой «рестомод» никаких проблем не составляет, кстати, на «Олдтаймер-Галерею 2021» как раз по поводу данного экспоната ехал сотрудник автомобильного отдела Политехнического музея и... ну вы понимаете.
Технические характеристики Л-1:
Двигатель: рядный 8-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 84 х 127 мм
Рабочий объем: 5650 см3
Мощность: 105 л.с. при 2900 об/мин
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: 4-дверный 7-местный (со страпонтенами), тип 6-оконный седан
Максимальная скорость: 115 км/ч
Если бы нашелся реальный исторический экземпляр автомобиля Л-1, то это была бы крупнейшая автомобильно-историческая сенсация 21 века (по крайней мере для нашей страны), но то, что он все же нашелся в реальности, да еще в таком приличном состоянии – просто не вероятно.